Новая страница 1
10.2.5. Силы и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются
на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и
службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе
министра МЧС России С. Шойгу за 1996 год были опубликованы следующие показатели:
·
всего действовало 129 спасательных
формирований (отрядов) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;
·
силами спасательных отрядов
проведено более 2000 операций, в которых было спасено более 500 человек.
Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:
·
военнизированные и
невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно -
восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и
организаций России;
·
учреждения и формирования службы
экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов
исполнительной власти и организаций России;
·
формирования службы защиты животных
и растений Министерства сельского хозяйства России;
·
части Министерства внутренних дел
(МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
·
силы гражданской обороны в воинских
соединениях и на объектах народного хозяйства;
·
воинские части и соединения
радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны
России;
·
силы и службы поискового и аварийно
- спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
·
восстановительные и пожарные поезда
Министерства путей сообщения России;
·
аварийно - спасательные службы
Военно - Морского флота России и других министерств;
·
военизированные противоградовые и
противолавинные службы Росгидромета;
·
территориальные аварийно -
спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ
Минприроды России;
·
подразделения Государственной
противопожарной службы МВД России;
·
военизированные горноспасательные,
противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
·
аварийно - технические центры и
специализированные отряды Минатома России;
·
отряды и специалисты - добровольцы
общественных объединений.
10.2.6. Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов
Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно -
территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной
территории. Она включает в себя:
·
руководящий орган -
республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным
ситуациям (КЧС);
·
постоянно действующий орган
управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
·
собственные силы и средства
территории, а также силы и средства функциональных подсистем.
Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы
администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в
комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и
районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие
подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и
комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С
целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные
органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при
мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который
включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр
взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской
таможней и другими структурами.
Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:
·
о стихийных бедствиях;
·
о случайных залповых и аварийных
выбросов и сбросов;
·
о ситуациях, связанных с высоким
уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно передаётся информация:
·
о стихийных бедствиях, которые
могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
·
об аварийных залповых выбросах
(сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей,
животных или растений;
·
о визуальном обнаружении
негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах;
гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель
животных, в том числе и диких).
При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды,
классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей
природной среды понимается следующее.
1.
Для атмосферного воздуха:
·
содержание одного или нескольких
загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
·
в 20-29 раз в течение времени более
2 суток;
·
в 30-49 раз при сохранении этого
уровня от 8 часов и более;
·
в 50 и более раз (без учёта
времени);
·
визуальные и органолептические
признаки:
·
появление устойчивого, не
свойственного данной местности (сезону) запаха;
·
обнаружение влияния воздуха на
органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту,
затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
(одновременно у нескольких десятков человек);
2.
Для поверхностных вод суши, морских вод:
·
разовое превышение ПДК загрязняющих
веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в
50 и более раз;
·
плёнка на поверхности воды
(нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3
поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км2;
·
сильный необычный запах от воды
водоёма;
·
попадание в водоём токсичных
(ядовитых) веществ;
·
снижение содержания растворённого в
воде кислорода до 2 и менее мл/л;
·
увеличение биохимического
потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
·
массовая гибель рыбы, раков,
водорослей и д.р.;
3.
Для почв и земель:
·
содержание пестицидов в
концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
·
содержание загрязняющих веществ
технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
·
в случае, если ПДК загрязняющего
вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
·
наличие несанкционированных свалок
токсичных отходов;
4.
Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:
·
мощность экспозиционной дозы
гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли,
составила 60 и более мкР/ч;
·
суммарная бета-активность выпаданий
по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м2;
·
концентрация радионуклидов в пробах
сельскохозяйственной продукции превысила принятые временно допустимые уровни
(ВДУ).
10.3.Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
10.3.1. Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Защита населения в укрытиях
В
чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население,
но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты
населения при ЧС в современных условиях являются:
·
укрытия в защитных сооружениях, в
простейших укрытиях на местности;
·
рассредоточение и эвакуация
населения из крупных городов в загородную зону;
·
своевременное и умелое применение
средств индивидуальной защиты.
Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС
строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:
·
по назначению (для населения или
для размещения органов управления);
·
по месту расположения (встроенные,
отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);
·
по времени возведения
(заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);
·
по характеру (убежища или укрытия).
Убежищем
называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту
укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих
веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.
По
степени защиты убежища подразделяют на пять классов. Однако с 1991 года в России
убежища строятся, в основном, не выше 4 класса.
Современные убежища - это сложные в техническом отношении сооружения,
оборудованные комплексом различных систем и приборов, необходимых для
обеспечения нормальных условий жизнеобеспечения в течение расчетного времени. По
вместимости убежища, возводимые заблаговременно, условно разделяют на следующие
виды:
·
малой вместимости (до 150 чел.);
·
средней вместимости (150-600 чел.);
·
большой вместимости (свыше 600
чел.).
В
убежищах от воздействия ударной волны, обломков разрушающихся зданий,
проникающей радиации, светового излучения и высоких температур защищают прочные
ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни,
ворота), клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Для защиты
от отравляющих бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют.
Каждое убежище состоит из основных помещений (отсеки для укрываемых и медпункт)
и вспомогательных (санузлов, дизельной электростанции, склада горюче-смазочных
материалов, фильтровентиляционной камеры, складских помещений, кладовой для
продуктов, тамбуров, аварийного выхода и др.).
Вместимость убежища определяется числом сидячих мест на первом ярусе нар и
числом лежачих мест - на втором, но так, чтобы внутренний объем помещения
составлял не менее 1,5м3 на одного укрываемого. При определении
вместимости убежища норма площади на одного укрываемого принимается 0,5м2
при двухъярусном расположении нар и 0,4м2 при трехъярусном. Высота
помещения должна быть не менее 2,2м. Количество мест для сидения при двух ярусах
должно составлять 80%, а при трех ярусах - 70%.
В
защитных сооружениях запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения лампы,
свечи, пахучие вещества, приводить животных. Укрывающиеся люди обязаны держать в
готовности имеющиеся средства индивидуальной защиты и медицинские средства. Не
следует без особой надобности ходить по помещению. Сведения о наземной
обстановке укрываемые получают по радиотрансляционной сети или по телефону.
Своевременная и спокойная информация необходима для предотвращения паники.
Убежища оборудуются всеми системами жизнеобеспечения. Система воздухоснабжевия
включает воздухозаборные устройства, противопылевые фильтры и
фильтры-поглотители, вентиляторы, воздухорегулирующие и защитные устройства.
Отчистка воздуха осуществляется:
·
в режиме чистой вентиляции, когда
наружный воздух очищается только от пыли с воздухообменом 8-13м3 на
человека в час;
·
в режиме фильтровентиляции, когда
воздух дополнительно пропускается через фильтры-поглотители для очищения от
отравляющих веществ и бактериальных средств с воздухообменом не менее 2м3
на человека в час.
Регенерация воздуха осуществляется посредством соответствующих патронов.
Очищенный воздух вентиляторами нагнетается по воздуховодам в отсеки убежища.
Система водоснабжения обеспечивает людей водой для питья и гигиенических нужд.
Она осуществляется от наружной водопроводной сети. Предусмотрен также аварийный
запас (только для питья из расчета 3 литра на 1 человека), который хранят в
стационарных баках. Санузел размещается в помещении, изолированном перегородками
от отсеков убежища, с вытяжкой. Предусматривается отведение фекальных вод из
расчета 2 литра на человека в сутки.
Убежища оборудуются также системами отопления, электроснабжения, освещения,
радио и телефоном.
Противорадиационное укрытие
(ПРУ) - это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений
при радиоактивном заражении местности, светового излучения проникающей радиации,
ударной волны (частично), а также от непосредственного попадания отравляющих
веществ и бактериальных средств.
Оборудуются ПРУ обычно в подвалах (погребах), цокольных этажах прочных зданий и
сооружений с небольшими оконными проемами. При недостатке заглубленных
помещений, которые могут быть использованы под укрытия, строят специальные ПРУ с
применением для этого подручных материалов. Планировка укрытия должна быть
простой, входы в укрытие завешиваются мягким материалом (брезентом, одеялами,
мешковиной). По возможности ПРУ оборудуется необходимыми системами
жизнеобеспечения (воздухообмена, водоснабжения, канализации, освещения и
медицинского обслуживания).
При отсутствии ПРУ можно быстро построить
простейшее укрытие (щель), Такое укрытие представляет собой
траншею глубиной 180-200см, шириной по верху 100-120см, а по дну - 80см, с
выходом под углом в 90 градусов к его продольной оси. Длина укрытия определяется
из расчета 0,5м на одного укрываемого.
Отрытая щель уменьшает в 1,5-2 раза вероятность поражения ударной волной,
световым излучением и проникающей радиацией. Перекрытая щель защищает от
светового излучения полностью, от ударной волны в 2,5-3 раза, от проникающей
радиации и радиоактивного излучения в 200-300 раз. Перекрытая щель предохраняет
также от непосредственного попадания на кожу и одежду человека радиоактивных
отравляющих и бактериальных средств.
В
случае чрезвычайной ситуации необходимо помнить о защитных свойствах местности и
уметь их использовать. Высокую степень защиты от ударной волны, проникающей
радиации, светового излучения ядерного взрыва обеспечивают узкие, глубокие и
извилистые овраги, карьеры, насыпи, ложбины, канавы, лесной массив и пр.
При нахождении на открытой местности в момент вспышки необходимо закрыть глаза
для защиты от светового излучения, упасть лицом вниз спиной к взрыву, используя
защитные свойства рельефа местности.
Помните, что опасно укрываться у стен зданий и сооружений из-за их возможного
обрушения.
Эвакуация населения
Эвакуация
- это организованный вывоз населения из городов в
загородную зону с целью его рассредоточения.
Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации.
При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному
принципу, а населения, не связанного с производством, - по территориальному
принципу (по месту жительства, через домоуправления). Списки и паспорта
эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения
в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая
перевозку на различных видах транспорта с пешнм порядком.
Получив указания об эвакуации, необходимо собраться и в назначенное время
прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), имея при себе документы, средства
индивидуальной зашиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные
принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 2-3 дня) и самую необходимую
посуду. Все вещи должны быть уложены в чемодан, сумку или рюкзак. В квартире по
месту жительства выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть
водопровод и газ, закрыть окна и форточки.
Для совершающих марш пешим порядком от сборного пункта предусматриваются
привалы: малый (10-15 мин) - через каждые 1-1,5 часа движения и большой (1-2 ч)
в начале второй половины перехода до приемного эвакопункта (ПЭП). Прием и
размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы
власти и штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
10.3.2. Режимы радиационной защиты населения
Режим радиационной защиты населения означает порядок действия людей, оказавшихся
в зоне радиоактивного заражения, а также порядок применения средств защиты для
уменьшения возможных доз облучения.
Для защиты населения предусмотрено три типовых режима радиационной защиты;
N1
- применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в
деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);
N2
- предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных
одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;
N3
- предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в мжогоэтажных
каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз. При этом
необходимо помнить, что подвалы жилых домов существенно снижают ур
|