10.2.1. История развития службы по чрезвычайным ситуациям
Российская Федерация - одно из немногих государств мира, где для предупреждения
и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях
государственной власти, созданы специализированные службы и формирования.
Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью
прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных
ситуаций. Вскоре, в 1991 году, он был преобразован в Госкомитет РФ по делам
гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской
Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.
В
1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий
стихийных бедствий (МЧС России). В подчинение МЧС России были переданы
Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения
(КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО
были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС.
Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на
решение задач мирного времени.
Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути
совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской
Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер -
министр). Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных
образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на
предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих
руководителей. Они по должности являются начальниками гражданской обороны
соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.
В
1994 году был принят федеральный закон "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данный закон
определял общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в
области защиты населения страны, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
В
1998 году, с 19 февраля вступил в силу федеральный закон "О гражданской
обороне". Этот закон определил в области гражданской обороны:
·основные задачи;
·принципы организации и ведения
гражданской обороны;
·полномочия органов государственной
власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
·права и обязанности граждан и др.
В
настоящее время Россия стала полноправным членом Международной организации
"Защита населения в чрезвычайных ситуациях".
Профессиональным праздником всех спасателей является 1 марта - "День гражданской
обороны".
Новый этап развития гражданской обороны Российской Федерации связан с 1993
годом, когда Президентом Российской Федерации был подписан указ, регулирующий
назревшие проблемы в данной области. Указ Президента РФ "О Гражданской обороне"
подтвердил её необходимость и значимость как составной части общей системы
национальной безопасности, как элемента стратегического оборонного потенциала
страны. В развитие указа Президента РФ, Правительство РФ приняло специальное
постановление, где были решены следующие задачи:
·об укомплектовании войск ГО России
военнослужащими по контракту;
·о порядке использования действующих
радиовещательных и телевизионных станций для информирования населения в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
·о создании локальных систем
оповещения в районах размещения потенциально опасных обьектов и др.
Федеральным законом "О гражданской обороне" были
определены следующие основные задачи:
·обучение населения способам защиты
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих
действий;
·борьба с пожарами, обеззараживание
населения, техники, зданий и сооружений;
·восстановление и поддержание
порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
·защита населения от последствий
стихийных бедствий, катастроф и применения противником современных средств
поражения;
·повышение устойчивости работы
обьектов экономики в чрезвычайных условиях;
·проведение спасательных и других
неотложных работ и др.
Гражданская оборона
- система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и
культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
возникающих при стихийных бедствиях, ведении военных действий или вследствии
этих действий.
Служба гражданской обороны
- служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне,
включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских
организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ при проведении военных действий или вследствии этих действий.
Гражданские организации гражданской
обороны - формирования,
создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не
входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной
техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих
действий. Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны
обязаны:
·принимать нормативные акты по ГО и
доводить их до подчинённых организаций;
·разрабатывать и реализовывать планы
ГО, организовывать проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых
сил и средств;
·осуществлять меры, направленные на
сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и
выживания населения в военное время;
·создавать запасы материально -
технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Органы исполнительной власти субектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления на соответствующих территориях:
·организуют проведение мероприятий
по ГО;
·осуществляют меры по поддержанию
сил ГО, органов управления ГО в состоянии постоянной готовности;
·проводят мероприятия по подготовке
к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и др.
Организации в соответствии с требованиями нормативно - правовых актов в области
ГО:
·планируют мероприятия по
поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
·осуществляют обучение своих
работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
·создают в целях ГО запасы
материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также
имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую
степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время,
создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной
готовности.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские,
краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы
Госорганизаций.
Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в
организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени,
в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного
времени. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную
готовность её сил и средств к проведению спасательных и
аварийно-востановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики -
руководитель предприятия (работодатель).
Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО
организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь
начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части,
материально - техническому снабжению и по эвакуации). При начальнике ГО объекта
создаётся штаб ГО - орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО
состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на
основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и
районной администрации.
По
решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться
невоеннизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:
·спасательных,
·охраны общественного порядка,
·оповещения и связи,
·радиационной и химической защиты,
·пожаротушения и др.
10.2.3. Организационная структура Министерства по
чрезвычайным ситуациям России
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием
и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных
органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Функциональная схема РСЧС представлена на
рис.10.2.
Рис. 10.2. Функциональная схема Российской системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях
Функциональная подсистема и комиссии по
чрезвычайным ситуациям включает в себя:
·органы повседневного руководства и
дежурные диспетчерские группы;
·силы и средства наблюдения и
контроля за чрезвычайными ситуациями;
·силы и средства ликвидации
чрезвычайных ситуаций и др.
В
зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы
Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в
трёх режимах.
Режим повседневной деятельности.
При этом режиме осуществляется:
·повседневное наблюдение и контроль
соответствующих служб;
·повседневная работа по
предупреждению чрезвычайных ситуаций;
·подготовка и поддержание в рабочем
состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;
·работа по созданию резервных
фондов;
·организация работы по страхованию
населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.
Режим повышенной готовности. При
этом режиме решаются задачи по:
·организации руководства и
детальному изучению обстановки;
·усилению работы диспетчерской
службы;
·усилению контроля и прогнозированию
обстановки;
·защите населения и повышению
устойчивости работы объектов народного хозяйства;
·повышению готовности сил ликвидации
чрезвычайной ситуации;
·уточнению планов действий в
чрезвычайной ситуации и др.
Чрезвычайный режим предполагает
следующие действия :
·организацию защиты населения от
поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
·организацию и отправку оперативных
групп в район действия чрезвычайной ситуации;
·выдвижение сил ликвидации
черезвычайной ситуации в район бедствия;
·организацию работы объектов
народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;
·организация комплекса работ по
обеспечению жизнедеятельности населения;
·усиление контроля обстановки в
районе действия чрезвычайной ситуации и др.