Известно, что около проводника, по которому протекает ток, возникают
одновременно электрическое и магнитное поля. Если ток не меняется во времени,
эти поля не зависят друг от друга. При переменном токе магнитное и электрическое
поля связаны между собой, представляя единое электромагнитное поле.
Электромагнитное поле обладает определённой энергией и характеризуется
электрической и магнитной напряжённостью, что необходимо учитывать при оценке
условий труда.
Источниками электромагнитных излучений служат радиотехнические и электронные
устройства, индукторы, конденсаторы термических установок, трансформаторы,
антенны, фланцевые соединения волноводных трактов, генераторы сверхвысоких
частот и др.
Современные геодезические, астрономические, гравиметрические, аэрофотосъёмочные,
морские геодезические, инженерно-геодезические, геофизические работы выполняются
с использованием приборов, работающих в диапазоне электромагнитных волн,
ультравысокой и сверхвысокой частот, подвергая работающих опасности с
интенсивностью облучения до 10 мкВт/см2.
В
производственных условиях излучения могут стать опасным или вредным
производственным фактором. В стандарте "ГОСТ 12.0.002-80 ССБТ. Термины и
определения." предложены следующие определения:
Опасным производственным фактором
является такой фактор производственного процесса, воздействие которого на
работающего приводит к травме или резкому ухудшению здоровья.
Вредные производственные факторы
- это неблагоприятные факторы трудового процесса или условий окружающей среды,
которые могут оказать вредное воздействие на здоровье и работоспособность
человека. Длительное воздействие на человека вредного производственного фактора
приводит к заболеванию.
Вредный производственный фактор может стать опасным в зависимости от уровня и
продолжительности воздействия на человека.
Известно, что проблемы аварийности и
травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной
опасности могут быть:
1.низкий уровень профессиональной подготовки;
2.недостаток в воспитании;
3.нетребовательность к соблюдению правил безопасности;
4.допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;
5.пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического
воздействия.
Статистика свидетельствует, что примерно
60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших.
Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность,
темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить
психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных
факторов.
Виды трудовой деятельности человека можно
классифицировать следующим образом.
1.Труд, требующий значительной мышечной активности.
2.Групповая форма (конвейер), сопровождающаяся монотонностью, ритмом,
определённым темпом, и зачастую связана с быстрым утомлением и нервным
истощением.
3.Механизированные формы труда.
4.Автоматизированный труд. Характеризуется монотонностью и утратой
творческого начала.
5.Умственный труд. Характеризуется повышенным вниманием, большим объёмом
информации, повышенным сенсорным напряжением, эмоциональностью, нервным
напряжением, усиленным минеральным обменом в клетках мозга, возможностью
стрессовых ситуаций.
Для поддержания
системы "Человек - Среда обитания" в безопасном состоянии необходимо
согласовывать действия человека с элементами окружающей среды. Человек
осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи органов
чувств.
Органы чувств
- это сложные сенсорные системы (анализаторы), включающие воспринимающие
элементы (рецепторы), проводящие нервные пути и соответствующие отделы в
головном мозге, где сигнал преобразуется в
ощущение.
Основной
характеристикой анализатора является
чувствительность, которая характеризуется величиной порога ощущения. Различают абсолютный и
дифференциальный пороги ощущения.
Абсолютный порог ощущения - это
минимальная сила раздражения, способная вызвать появление реакции.
Дифференциальный порог ощущения -
это минимальная величина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать
изменение ответа. Психофизическими опытами установлено, что величина ощущений
изменяется медленнее, чем сила раздражителя.
Физиология
(от греческих: physis - природа и logos - учение, наука), наука о
жизнедеятельности, как целостного организма, так и его отдельных частей -
клеток, органов, функциональных систем.
Применительно к животным и человеку, эта наука ставит основной задачей изучение
нервной системы. Среди видных российских физиологов можно отметить И. Сеченова и
И. Павлова.
Физиология труда
- это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время
трудовой деятельности.
Инженерная психология
(психология труда) - это область психологической науки, изучающая деятельность
человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с
техническими системами. Целью инженерной психологии является использование
полученных знаний при проектировании, создании и эксплуатации систем "Человек -
Машина".
Системный
анализ - это совокупность методологических средств, используемых для
подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (например, обеспечение
безопасности).
Система
- это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой
таким образом, что достигается определённый результат (цель).
Под компонентами
(элементами, составными частями) системы будем понимать не только материальные
объекты, но и отношения, связи.
Система управления, где один из элементов - человек-оператор, называется
эргатической.
Например, вездеход - это техническая система, а пожар - системное явление, где
компонентами являются горючее вещество, окислитель и источник воспламенения.
Безопасность
жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности,
угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества.
Труд
- высшая форма человеческой деятельности. Существует следующее определение
человека: это "Homo agens", т.е. человек деятельный.
Тогда наиболее общее определение БЖД: это техническая дисциплина,
изучающая способы и возможности сохранения здоровья и безопасности человека в
его среде обитания, при любых видах деятельности.
Формы
деятельности разнообразны и охватывают практические, духовные и
интеллектуальные процессы, протекающие во всех сферах жизни человека.
Процесс деятельности,
в общем виде, состоит из двух элементов, имеющих обратные связи, обусловленные
общим законом реактивности материального мира.
ЧЕЛОВЕК
СРЕДА
ОБИТАНИЯ
рис. 1.1. Схема взаимодействия человека с окружающим миром
1.1.Введение в дисциплину "Безопасность жизнедеятельности"
Курс дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" введён в программу обучения для
технических, сельскохозяйственных и экономических специальностей высших учебных
заведений на основе приказа Государственного комитета по образованию N 473 от 9
июля 1990 года.
В
курс БЖД были включены вопросы таких дисциплин как "Охрана труда и техника
безопасности", "Охрана окружающей среды" и "Гражданская оборона". Позднее, для
ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный
курс - "Экология".
В настоящее время создан Российский союз специалистов по безопасности
жизнедеятельности. В ряде российских городов созданы и успешно функционируют
филиалы Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
В
структуре академии выделяются национальные и региональные отделения и центры.
Национальные отделения созданы (кроме России) в Белоруссии, Литве, США,
Югославии, Бразилии, на Украине и др. Научную деятельность МАНЭБ осуществляют
проблемные советы, созданные по 50 научным направлениям. Официальным печатным
органом академии является "Вестник МАНЭБ".
Современный человек живёт в мире опасностей - природных, технических,
экологических и др.